passengerperm (passengerperm) wrote,
passengerperm
passengerperm

Categories:

Просто о сложном

В школе на уроках литературы мне всегда казалось, что если бы писатели узнали о том, что они хотели сказать в своих произведениях (согласно школьной программе), то очень удивились бы. Но больше всего удивился бы автор «Сказки о царе Салтане», если бы прочитал выдержку из одной умной книжки - он и не думал о таком писать!

 К признакам проекта, отличающего его от процессов и прожектов (т.е. невыполнимых, несбыточных проектов), относятся: целенаправленность, целостность, ограниченность во времени, инновационность, коммуникативность, адаптированность к внешним условиям.

 Тем, кто всерьёз собирается заняться составлением проектов, полезно было бы начать с чтения «Сказки о царе Салтане», представляющей собой помимо прочего великолепное пособие по проектированию. Уже в первых строках пушкинской сказки каждая из трёх сестёр в невинном разговоре за прялкой представила свой проектный замысел.

 Первый проект:

Кабы я была царица,-

Говорит одна девица, -

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир.

 

Второй проект:

Кабы я была царица,-

Говорит её сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

 

Третий проект:

Кабы я была царица,-

Третья молвила девица, -

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря.

 Зная события, последовавшие за неосторожно высказанными вслух мыслями, мы можем сделать ряд выводов, касающихся целевой направленности проектов.

 Первый вывод: цели должны стоить того, чтобы к ним стремиться.

Второй вывод: определение цели является предпосылкой успеха, но не гарантирует его.

Третий вывод: успех зависит от способа достижения цели.

Четвёртый вывод: цели должны соотноситься с направлением вашей деятельности и потенциалом, то есть быть реальными.

Пятый вывод: цели должны быть выстроены в определённой последовательности.

Шестой вывод: достигаемый, в конечном счёте, результат должен быть способен развиваться самостоятельно и порождать новые типы деятельности.

 Цель у сестёр была одна – стать царицей, но старшие предложили проекты затратные, нереальные, не имеющие перспектив и, главное, - никак не соотнесённые с целью. Фантазия сестёр-неудачниц не шла дальше обыденных домашних занятий, пусть и приобретших гипертрофированные размеры в соответствии с их представлениями о царской жизни. Естественно, Салтан, выступивший в роли эксперта, определил этих девиц к станку и на кухню.

 Напротив, младшая сестра сумела поставить цель реальную, позволяющая неженатому Салтану решить свои проблемы и непосредственно связанную с царским бракосочетанием.

 Все проекты похожи на лестницу, но это лестница приставная, где нельзя перепрыгивать через ступеньки. Венчание - честной пир – кровать слоновой кости – зачатие – рождение богатыря.

 В нашем проекте царь Салтан и не заметил, как сам стал составной частью проекта. Вот почему его отъезд на войну повлёк за собой далеко идущие последствия и едва не поставил под вопрос осуществление задуманного.

 Фактор ограничения во времени важен не только сам по себе. Он является показателем планомерности развёртывания проекта, даёт возможность реализовывать его поэтапно и просчитав сроки «грядущих родин». Изготовление «полотна на весть мир», напротив, представляло собой в чистом виде процесс. «Пир на весь мир» имел временные границы, но был не более чем одноразовой акцией, после которой все рано или поздно снова бы проголодались.

Настоящий проект, хотя и является ответом не внешний запрос, может считаться относительно независимым и самодостаточным, по крайней мере, на стадии реализации.

 Инновационность и неповторимость, казалось бы, относятся к числу бесспорных характеристик проектной деятельности. В действительности же всё обстоит сложнее, поскольку степень инновационности бывает разной. Проект может быть новым для данной сферы, данного региона, данной организации, но не новым вообще, то есть уникальным.

Факт рождения сына в законном браке не представлял собой ничего необычного, а вот появление на свет наследника престола, да к тому же богатыря, содержало ярко выраженный элемент инновационности. На что и купился царь Салтан.

 Новизну проекта можно подвергнуть сомнению. Именно этим и занялись позднее родственники князя Гвидона по материнской линии, высмеивавшие смелые начинания на пустынном прежде острове:

Что тут дивного? ну вот!

Белка камушки грызёт…

Или:

Кто нас этим удивит?

Люди из моря выходят

И себе дозором бродят!

 Иными словами, очень многое при определении степени инновационности зависит от интерпретации проектной идеи. К тому же, чем неординарнее проект, тем больше степень риска.

 Поэтому куда важнее новизны творческий характер замысла. Проектная деятельность пронизана творчеством. Увидеть проблему – искусство, красиво выразить её словами – тоже искусство, а если ещё и сформулировать решение проблемы – проект появится на свет сам собой.

 Как уже говорилось, проект всегда к кому-то обращён: к руководству, властям, общественности, благотворительным фондам. Эта врождённая коммуникативность объясняется постоянно возрастающим значением внешних факторов и непрерывно усложняющимся социальным контекстом проектирования.

 Времена, когда творец создавал нетленные ценности в башне из слоновой кости, давно миновали. Поэтому даже самый некоммерческий проект создаётся как бы на продажу. На лбу у любой проектной инициативы прямо под сияющей звездой написано: «Решая ваши проблемы, я решаю свою».

 Отсюда проистекает важность для проектов техники коммуникации и партнёрских технологий. Подстрелив «злого коршуна», будущий князь Гвидон кардинальным образом решил для себя проблему обустройства на необитаемом острове. Однако главная его цель – воссоединение семьи – вряд ли была достигнута, если бы не корабельщики (доставка информации и продвижение проекта), царевна-Лебедь (главный ресурс и средства реализации) и даже ткачиха с поварихой (сбор информации).

 Коль скоро главные предпосылки успеха лежат во внешней среде, проект вынужден к ней приспосабливаться. Адаптивность предполагает умение вписываться в определённые рамки, встраиваться в заданный контекст. Самый блестящий проект, игнорирующий это условие, обречён, а его автор наверняка попадёт пальцем в небо.

 Рамки – это ни что иное, как современные тенденции в развитии общества, обуславливающие, в свою очередь, эволюцию культурных запросов. Становление рынка, развитие гражданского общества, формирование единого информационного пространства – всё это не только рамки, но и каналы возможного финансирования проектов.

 Князь Гвидон тоже старался привлечь внимание Салтана, действуя поочерёдно: в сферах градостроительства («новый город со дворцом»), финансовой политике (белка с золотыми орешками), обороны («тридцать витязей прекрасных»). Преуспел наш герой, однако, лишь благодаря удачному выбору невесты.

 

 

Tags: Разное
Subscribe

  • В ночь с пятницы на понедельник

    Театр "У моста" не даром, видимо, называют самым мистическим театром города. Иначе как ещё можно объяснить последние две строчки их афиши?

  • (no subject)

    Тонировка по-пермски

  • Чем и как занять нососуйку дома...

    А надо просто показать по "Рифею" сюжет про высаженный где-то в районе Кудымкара лес в виде фамилии разведчика Кузнецова. Интересно же…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments